Аннотация:
При ликвидации пожаров на объектах добычи и транспорта нефти и газа возникает опасность нахождения пожарных расчетов в непосредственной близости от очагов пожара. Достойной альтернативой бойца-пожарного с ручным пожарным стволом может быть модульная радиоуправляемая установка пожаротушения - МРУП.
Ключевые слова: Мобильная роботизированная установка пожаротушения (МРУП), пульт дистанционного управления (ПДУ), водяной туман, орошение, гусеничный привод, двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
В последнее время все большее применение в тушении пожаров и возгораний находят мобильные роботизированные дистанционно управляемые установки пожаротушения, обладающие высокой точностью, способные добраться вплотную до очага возгорания исключая непосредственную близость человека к пламени, приспособленные к воздействию высоких температур, простые в работе и не требующие особых навыков от оператора.
МРУП-СП-Г-ТВ-У-40 модель 17КС, предназначена для тушения пожаров посредством сплошной струи, распыленной струи и воздушно-водяной смеси в том числе с использованием пенообразователей в автодорожных и железнодорожных туннелях, в метрополитене, в гаражах, производственных и складских помещениях - в условиях повышенного риска для человека. Использование технологий дистанционного управления, исключает нахождение людей (оператора, пожарного) в непосредственной близости от очага пожара.
МРУП 17КС спроектирован и изготовлен в соответствии с климатическим исполнением УХЛ (эксплуатация при температуре воздуха от -40°С до +45°С, категории размещения 1 (для эксплуатации на открытом воздухе), эксплуатации в атмосфере типов 1 и 2 (условно чистой и промышленной) по ГОСТ 15150 с размещением в период оперативного ожидания в помещении с температурой воздуха не ниже +5°С). Для того чтобы соответствовать этим требованиям на самоходное шасси МРУПа установлен ДВС Cummins ISF 3.8, с конструктивными возможностями работы в условиях высоких температур, низкого содержания кислорода в окружающем воздухе и высокого уровня задымления, обеспечивающий движение МРУП, работу вентиляторной установки, насосного агрегата, приводов механизма управления и инженерного вооружения. На корпусе МРУПа расположены распылители для его охлаждения в условиях высоких температур. Гусеничный привод шасси МРУП, позволяет перемещаться вверх и вниз по лестничным пролетам с углом наклона до 30°, преодолевать вертикально отвесные препятствия высотой до 350 мм, передвигать препятствующие ему объекты (автомобили, незначительные обвалившиеся перекрытия) очищая себе путь, добираясь до очага возгорания "пожара".
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Наименование параметра Значения Полная масса, кг 3000 Угол поперечной устойчивости, град., не менее 30 Дорожный просвет, мм 160 Угол свеса, град.
- передний
- задний
43
45
Габаритные размеры, мм (м)
- длина
- ширина
- высота в транспортном положении
2700
1500
2000
Глубина преодолеваемого брода, м, не более 0,3 Максимальная скорость, км/час, не менее 10,5 Скорость при рабочих (1500 об/мин) оборотах ДВС, км/час, не менее 3-8 Номинальная подача пожарного насоса, л/сек 40* Номинальные обороты пожарного насоса, мин-1 2700* Номинальное давление пожарного насоса, МПа, 1,0* Максимальная дальность подачи сплошной водяной струи, м, не менее 70** Максимальная дальность подачи тонкораспыленной вздушно-водяной смеси, м, не менее 40** Грузоподъемность вильчатого подъемника, кг, не более 600 Тяговое усилие лебедки, кг, не более 3000 Рабочая длина троса лебедки, м, 30 Расход топлива при максимальной нагрузке, л/мин 0,7 Объем топливных баков бака, л 40+35 Объем гидробаков, л 38/62 ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ Показатели Характеристики Модель двигателя ISF3.8s3154 Тип Дизельный, 4-тактный, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения Число и расположение цилиндров 4, вертикальное в ряд Рабочий объем, л 3,76 Номинальная мощность нетто, кВт (л. с), не менее при частоте вращения коленчатого вала 2600 мин-1 112 (152,3) Максимальный крутящий момент, Нхм (кгс м) при частоте вращения коленчатого вала 1200-1900 мин-1 491 (50,1) Минимальная устойчивая частота
вращения на холостом ходу, мин-1
800 Максимальная частота холостого хода, ограничиваемая регулятором, мин-1, не более 2000 Удельный эффективный расход топлива, г/кВт ч 205 Система охлаждения Жидкостная Система наддува Газотурбинная, с турбокомпрессором и воздушным охладителем ТРАНСМИССИЯ Тип гидромеханическая Делитель (главный редуктор) Шестеренчатый двухконтурный Гидронасос гусеничного движителя Тандем аксиально-поршневой, реверсивный по патоку, регулируемый с пропорциональным электроуправлением PSM 416.0.28LY1F-416.0.28RY1T Гидронасос привода ПН Аксиально-поршневой регулируемый PSM 313.4.107.07D.403.00УХЛ1 Гидронасос привода вентилятора; Аксиально-поршневой регулируемый PSM 313.4.55.07D.4А3 Гидромотор привода ПН Аксиально-поршневой нерегулируемый PSM 410.0.56.W.A5.F10 Гидромотор привода вентилятора Аксиально-поршневой нерегулируемый PSM 310.4.28.01.03 ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Рама Сварная каркасного типа Движитель Гусеничный с опорными катками и механическим натяжителем Гидромотор привода ведущей звездочки "M+S" МТМ200 С Передаточное отношение цепной передачи 2,7 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Система проводки Однопроводная, отрицательные выводы
соединены с корпусом изделия
Номинальное напряжение в сети, В 12
* - паспортные данные насоса.
** - данные испытаний с использованием тарированного спрыска.
Габаритные размеры изделия представлены на рис. 1, соответствуют стандартам для перевозки (транспортировки) в Ж/Д вагонах, грузовыми машинами грузоподъемностью свыше 3000 кг.
Вентиляторная установка роботизированного пожарного комплекса позволяет производить тушение очагов возгорания в различных режимах распыления воды либо пены необходимой кратности. Стрельба компактной струей ведется из ствола установленного в центре установки, при этом достигается максимальная дальность. Ствол также позволяет дистанционно регулировать водяную струю от компактной до распыленной. При необходимости создания водяного тумана вода подается в контур мелкодисперсного распыла, где при помощи форсунок происходит впрыск воды в струю воздуха создаваемую осевым вентилятором. Дальность стрельбы при этом составляет не менее 30 метров. Кроме тушения огня водяной туман может быть применен для осаждения частиц взвешенных в воздухе. Подвод воды в вентиляторную установку осуществляется по металлическим трубам с использованием жестких проходных поворотных узлов, используемых в пожарных мониторах, для уменьшения потерь в давлении и скорости потока тушащего вещества.
Элементы управления изделием позволяют осуществлять пуск, останов и управление оборотами двигателя, управление движением, управление подачей огнетушащих веществ. Управление осуществляется по радиоканалу с помощью пульта дистанционного управления (ПДУ) на расстоянии не менее 300 метров. При выходе из строя (или разрядке) батареи питания ПДУ возможно подключение кабеля питания от МРУПа. Две видеокамеры, установленные спереди и сзади передают изображение на носимый монитор. Использование тепловизора и датчиков огня позволяет определять объекты и людей, а также наличие пламени и направления на него в условиях задымления и отсутствия освещения. Кроме ПДУ МРУП оснащен несъемным пультом пуска ДВС и контроля систем и съемными пультами управления лебёдкой и Ж/Д тележкой.
Управление движением МРУП производится двумя джойстиками на ПДУ. Каждый джойстик отвечает за движение соответствующей гусеницы. Рекомендуемый режим разгона – постепенное плавное отклонение обоих джойстиков. При совместном пропорциональном отклонении джойстиков вперед МРУП начнет движение вперед, при совместном пропорциональном отклонении назад МРУП начнет движение назад. Скорость МРУП зависит от угла отклонения джойстика и оборотов ДВС. При отклонении левого джойстика вперед левая гусеница МРУП начинает движение вперед, что приведет к правому повороту. Для разворота на месте следует отклонить один джойстик назад, а второй пропорционально вперед.
Среди модификаций возможен, вариант исполнения с одним или двумя лафетными стволами с расходом от 10л/с до 40 л/с(с одним лафетным стволом) или от 10л/с до 20 л/с (с двумя лафетными стволами). Возможно исполнение с дополнительной промежуточной емкостью, установленной на активном шасси. Запас воды 2000 л. Питание приводов на активном шасси осуществляется от гидравлических магистралей привода МРУПа, при этом для удобства управления максимальная скорость уменьшается в два раза. Преимущество использования дополнительной емкости заключается в том, что МРУП использует воду из нее, а не из пожарного автомобиля, что позволяет увеличить дистанцию от пожарного расчета до места применения с 300 м. до 500 м. В этом случае пожарный автомобиль наполняет емкость водой (реагентом), обеспечивая необходимый расход, а насосная установка находящаяся в МРУПе самостоятельно нагнетает давление для работы ствола или вентиляторной установки. При этом не происходит "схлопывания" пожарных рукавов идущих от пожарного автомобиля (или автомобилей).